24 июня – удмурты, живущие в Республике Татарстан, отметили свой традиционный национальный праздник «Гырон быдтон» (букв. «окончание пахоты – весеннее-полевых работ»). В этом году он проходил в д. Енабердино (удм. Тэремшур) Менделеевского района. Более тысячи человек в своих ярких национальных костюмах, с монистом на груди, украсили своим присутствием притойминские луга, менделеевскую землю. В наши дни удмурты живут и трудятся во всех городах Татарстана, особенно много их в Менделеевске, Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске и Казани. Есть отдельные населенные пункты в Балтасинском (около 30 селений), Кукморском (тоже около 30 селений), Бавлинском (5 н.п.), Мамадышском (3 н.п.), Агрызском (3 н.п.), Менделеевском (2 н.п.), Сабинском (1 н.п.) районах. У каждого удмуртского селения – своя история: так, кукморско-балтасинско-мамадышская группа – коренные жители Заказанья; до падения Удмуртского (Арского) княжества и Казанского ханства их предки жили вокруг Арска, Казани, Высоких Гор, Атни, Пестречей, Рыбной Слободы, Богтаых Сабов. В Арске (по-удм. и по-тат. «Арча» в арабско-персидских источниках «Арса»). Как гласят исторические документы и народные предания, Арск-Арча была столицей у южных удмуртов; здесь восседал удмурт эксэй – удмуртский царь, удмуртский князь. В 1552 году южные удмурты выступили в защиту Казанского престола и жестоко поплатились: погибли в боях, попали в плен, бежали на Урал, на территорию современной Удмуртии, Башкирии, Пермского края, Свердловской и Кировской областей. Очень многие заказанские – арские удмурты, приняв ислам, отатарились. Кстати, жители Енабердино (Тэремшур), Монашево (Вандэмо), Менделеевского района, Старой Юмьи, Нижнее и Верхнее Котнырево, соседнего Алнашского района Удмуртии, принадлежащие к воршудно-родовой группе Ӟюмъя прибыли из-под Арска после подавления Арского восстания 1552-1557 г.г. У них общие корни с Кукморскими удмуртами: и тут и там есть деревни под названием «Старая Юмья». Из агрызских удмуртов жители деревни Варзи-Пельга – коренные, тысячелетние насельники Прикамья и Ижа; Сарасак-Омгинцы прибыли из деревни Дымдым-Омга Вятско-Полянского района Кировской области в те же годы Казанской войны. Жители деревни Варклет-Бодья прибыли из Малой Пурги и соседней деревни Малая Бодья для сохранения своей языческой веры. В религиозном, этнокультурном, лингвистическом плане – это уникальная деревня: варклет-бодьинцы остались в язычестве, сохранили языческие моления, древние обряды, обычаи. Верхнеикские – бавлинские, купченеевские удмурты, жители крайнего юго-востока Татарии, являются выходцами из Южной Удмуртии, в том числе и из деревни Енабердино. Об этом говорит их воршудно-родовой состав: Кибъя, Можга, Эгра, Пельга, Уча, Дзюмъя, Бигра. В этот далекий край они переселились в конце XVII – начале XVIII веков для строительсва засечной линии Бугуруслан-Белебей-Бугульма от нападения кочевых народов – казахов, ногайцев, башкир. 24 июня 2017 года в Енабердине – Тэремшур – на берегу красивой реки Тоймы, на прекрасном лугу прошел древний традиционный праздник Гырон быдтон, посвященный завершению весеннее-полевых работ. … В нынешнее дождливое, холодное лето Господь Бог показал свое милосердие к труженикам – удмуртам, собравшимся на свой национальный праздник: с утра же засветило яркое по-летнему теплое солнце – радуйтесь, веселитесь удмурты, и кто с вами – татары, марийцы, русские, кряшены, мордва, чуваши… Кстати, среди многонационального хоровода Менделеевской земли была и француженка Ева Тулуз – специалист по удмуртской филологии, профессор Тартуского университета. В знак уважения к народу, который она очень любит, она надела удмуртское платье. Игры, хороводы, песни, пляски… Было очень много пожелавших выступить на концертной детской и взрослой сцене. Выступали народные коллективы не только Татарстана, но и Удмуртии, Башкортостана, Кировской области. Если народ поет – жизнь продолжается, развивается, радуется. От имени удмуртской делегации из Ижевска я выражаю самую сердечную благодарность руководству Республики Татарстан, администрации Менделеевского района за организацию и проведение великолепного праздника удмуртского народа, за их доброе, сердечное глубоко уважительное отношение к труженикам всех национальностей, проживающих на территории Республики Татарстан. М.Г. Атаманов, доктор филологических наук, член Союза писателей России, почетный гражданин Удмуртской Республики.